Психология подростка
Четко подметил главное противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого В. А. Сухомлинский:
«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно.
Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня.
От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».
А что мы знаем о переходном возрасте?
Эту противоречивость и сложность психологии подростка взрослый должен понимать и уже на фундаменте этого понимания выстраивать с ним свои отношения.
Взрослый должен стараться быть другом подростка, но особенным другом, не таким как сверстники. Это обусловлено особенной психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый это друг-наставник. Такой друг, который сможет например посоветовать прочитать интерсную книгу, а потом вместе с подростком обсудить ее.
Его главная задача помочь подростку понять и познать себя, понять свои возможности и способности, найти своё место в пока не понятном мире взрослых.
Именно наличие друга взрослого- очень важное условие для нормального развития, правильного и последовательного формирования личности в самый не простой период в жизни ребенка.
И такая потребность в друге взрослом очень остра для подростка. Вовсех сферах общения, он ищет такого друга. И где он найдет такого друга, кем он окажется, зависит от климата в семье ребёнка.
Некоторые родители, ошибочно думая, что перегрузят своего ребенка, освобождают их от обязанностей дома, в семье. Такое поведение родителей приводит к развитию у ребенка эгоизма и потребительского отношения к окружающим людям.
В подростковом периоде возникает большой интерес к внутреннему миру личности, к его переживаниям и чувствам. Подросток ищет для себя ответ на вопрос: что значит быть взрослым человеком?
Подросток начинает сравнивать отношение родителей к себе со своей собственной позицией по тому или иному вопросу. Остро реагирует на тон родителя, на проявление излишней нежности или наоборот неуважения в свой адрес. То, что раньше его не раздражало, часто становится невыносимо неприятным и вызывает протест.
Подростки точно подмечают некоторые недостатки и промахи взрослых. Но они искренни и непосредственны при этом, и если взрослый честно признается в своей неправоте, то свой авторитет в глазах ребёнка он нисколько не потеряет.
Так как подростковый период – это время интенсивного формирования самооценки подростка, предельно важно, что бы в его семье правильно относились к возможностям и успехам ребёнка.
Если вы будете захваливать и превозносить ребенка, это приведет к зазнайству и излишней самоуверенности, но если вы наоборот будете критиковать и недооценивать его, то в результате подросток может замкнуться в себе, станет пассивным и неуверенным в себе, во всем нужно адекватно и объективно смотреть на вещи, находить золотую середину.
Уважайте и бережно относитесь к внутреннему миру ребёнка-подростка. Умейте слушать подростка, дайте высказаться. Согласитесь, если он прав, или поправьте в корректной форме его суждения. Главное, уважайте ребёнка и его мнение.
Помочь подростку становиться взрослым, это значит позаботиться о гармоничном развитии его личности: развивать способности, формировать его познавательные интересы, развивать физически, воспитывать его нравственные качества.